- Добрый день Сергей Владимирович. Сегодня проблема обращения с ТКО по-прежнему актуальна. За время правления нового Главы Республики Алтай Олега Хорохордина видимого улучшения ситуации не произошло. Или, может, мы не замечаем процессов, которые идут и скоро все решится?
- И да, и нет. Для обычного гражданина проблема обращения с отходами до сих пор не решена. Более того, она еще больше усугубилась, особенно на территории Майминского, Чемальского, Чойского, Турочакского районов и Горно-Алтайска.

Дело в том , что полигон для ТКО переполнен, а новый не открыт и перспективы не радуют. Слишком долго ожидать прохождения экспертизы и устранения замечаний к проекту. Пока уполномоченные органы не дают разрешения на его открытие. Поэтому все отходы приходится временно свозить на частный полигон в с.Черемшанка. Это в целом дороже из-за логистики. Должен сказать, что все захоронения мусора – это химическая мина замедленного действия. В теле свалки протекает химическая реакция с выделением очень опасных соединений. Эти соединения вызывают различные онкологические заболевания, аллергии, приводят к генетическим мутациям и элементарно отравляют народу жизнь. При этом надо понимать, что проблема мусорных свалок сама собой не рассосется. Это «подарок» будущим поколениям от нашего молчаливого и инертного поколения. Именно им предстоит затратить огромные ресурсы, чтобы ликвидировать последствия накопленного экологического вреда.
За последние полтора года парламент Республики Алтай придал положительной динамики в этом вопросе. Мы помогли перераспределением денег для приобретения в лизинг нескольких мусоровозов. Кроме этого совместно с жителями добились расторжения контракта с «Коммунальщиком». Сейчас постепенно проблема вывоза стабилизируется, хотя темпы улучшений могут быть выше. По-прежнему есть несоблюдение графика и нет наказания за это. Должен сказать, что по моему ощущению парламент РА больше озабочен решением этого вопроса, чем правительство региона, потому что на каждого депутата избиратели возлагают надежду на улучшение, а правительство фактически не подконтрольно избирателям. Часть депутатов, в основном из Независимой группы, создали рабочую группу по дорожному и гражданскому строительству, переработке отходов и тарифам ЖКХ. Мы провели большой круглый стол по переработке отходов с привлечением экспертов как из России, так и из-за рубежа (запись можно посмотреть в паблике «Новости Горного» в соцсети «ВКонтакте»).


По итогам круглого стола создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли эксперты в области обращения с отходами, депутаты Госсобрания, представители министерств образования, экологии, экономики и регионального развития. Для чего это необходимо было сделать? Переработка отходов – это системная и комплексная работа, и без консолидации всех ведомств и общества ее не решить.
- Сергей Владимирович, очень хорошо, но где результат вашей работы в парламенте над решением мусорной проблемы? Слов много, а дела есть?
- Разумеется. Лично я глубоко погружен в эту тематику. Нашел время и проехал все свалки до Иогача и Акташа. Познакомился с экологическими активистами и неравнодушными гражданами. Неоднократно находился на Майминском мусороперерабатывающем заводе и полигоне ТКО. Общался с перевозчиками, крупными покупателями сырья из отходов, сотрудниками цеха сортировки, переработчиками отходов, экспертами, руководителями компаний региональных операторов из других регионов, министрами, учеными, предпринимателями и волонтерами и много с кем еще. После этого у меня сформировалось четкое понимание, какими этапами и затратами мы можем двигаться в решении этого вызова современности.
- Поделитесь вашим планом?
- Это не мой план лично. Но он конечно выработан при моем личном участии.
1. Наше общество может сравнить, какие невзгоды и лишения прошли наши предки во время Великой Отечественной войны и в период восстановления экономики страны. Сравнить это с нашим временем, когда наше поколение не может решить даже проблему с переработкой отходов, создаваемых нами самими. Сравнить и немного ужаснуться той огромной разнице между волей предков и безволием современников.
2. Ключ к решению вопроса лежит в ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ! Мое глубокое убеждение в том, что только частная инициатива сможет перерабатывать ТКО. Если бизнес увидит, что переработка – это прибыльно, он вычистит всё и еще умудриться на этом заработать!
3. Для этого на начальном этапе надо создать условия, обозначить правила игры и придать импульс процессу.
4. На первом этапе республика может потратить около 20 миллионов рублей на развертывание сети контейнеров для раздельного сбора отходов. Деньги для этого можно найти, если есть политическая воля. Вспомним хотя бы неудачный мастер-план по туризму за 52 миллиона.
5. Параллельно с этим при совместной работе министерства образования и экологических НКО и СМИ необходимо провести активную просветительскую кампанию по культивированию практики раздельного сбора отходов.
6. Когда контейнеры расставлены и наполнены, важно решить вопрос, кто и как будет собирать содержимое и что из этого будет получаться. Это может быть региональный оператор либо предприниматели, занятые в сфере переработки отходов. На начальном этапе маловероятна заинтересованность регоператора, поэтому для предпринимателей необходимо предусмотреть программу поддержки. В каждом райцентре необходимо иметь помещение около 300 м кв., 100 м кв. из которых должны быть теплыми. Это задача для районных властей. Также нужно работать через систему субсидирования лизинга или кредита для приобретения оборудования первичной переработки различных отходов. Республика в состоянии финансировать поддержку этого направления сейчас и может заложить финансовые потребности в программу индивидуального развития. Полагаю, что на начальном этапе в каждом районе необходимо локализовать сбор и первичную переработку ТКО. В дальнейшем неизбежно пройдет либо укрупнение, либо дробление и рост конкуренции в этом сегменте рынка.
7. Параллельно с развертыванием сети сбора и переработки необходимо провести работу с крупными покупателями продукции первичной переработки. Часть этой работы уже проведена, но крупных игроков может быть и больше. По необходимости государство может само регулировать цены бумаги, пластика, стекла, металла и других фракций на рынке путем различного рода договоренностей и мер поддержки рынка, чтобы уберечь рынок от резкого падения цены и сохранения рентабельности для наших начинающих переработчиков. Здесь важно заметить, что согласно анализа морфологического состава ТКО, 84% отходов в РА могли быть переработаны уже сейчас , если бы мы всерьез взялись за переработку 5 лет назад.
8. Должен заметить, что Республика Алтай имеет очень много бюджетных организаций. Но ни в одной организации пока еще нет протокола по обращению с ТКО на предмет мотивации персонала к максимальному стремлению к переработке. В лучшем случае часть бумаги передается предпринимателям. Министр Константин Зорий на заседании рабочей группы пообещал разработать и внедрить у себя в министерстве регионального развития такой протокол по раздельному сбору отходов, опробовать его и распространить опыт на все учреждения и организации в РА. Существенная доля отходов не попадет на свалку, а будет переработана благодаря грамотной работе с бюджетными организациями. Пока такого кейса нет, но как правило, министр держит слово.
9. В законах Республики Алтай необходимо предусмотреть льготных трехлетний период по налогообложению бизнеса, занятого в переработке отходов, для выхода на устойчивый рост. Это ставки налога по упрощенной системе налогообложения и патентная система.
10. Создание условий для комфортного нахождения на мусорных полигонах сотрудников, занятых в сборе перерабатываемых фракций. Это теплые помещения с душевыми и транспортеры по сортировке отходов. При внедрении этой системы уже сейчас возможно уменьшать объемы захоронения. Где на это взять деньги? Совместно с депутатским корпусом сформировать стратегию и войти в госпрограмму либо в индивидуальную программу развития РА. Денег в министерстве экономики достаточно, есть возможность на 2022 год сделать упор в этом направлении.
- Сергей Владимирович, как-то у вас все гладко и разумно получается. На первый взгляд все просто. Бери и делай. Почему до сих пор этого не происходит?
- Я еще про один очень важный пункт не сказал. Сейчас поясню и отвечу на ваш вопрос.
11. Очень важно внести изменение в федеральное и местное законодательство по отмене платы за обращение с ТКО. Сейчас каждый гражданин обязан оплачивать за обращение с ТКО сумму около 56 рублей. На разных территориях сумма немного разнится, но близка к этим значениям, причем плата берется почти с каждого члена семьи.
На сегодня более половины жителей РА не платят за обращение с отходами по разным причинам. То есть операторы недополучают более половины выручки. Но самое сложное – это то, что в Республику Алтай приезжает около 2,5 миллиона туристов, которые привозят с собой мусор, но не платят за его утилизацию. Я предлагаю отменить плату для населения, а брать деньги при любых покупках товаров или услуг. То есть оплачивать утилизацию мусора сразу при его покупке, потому что почти весь мусор покупается в магазинах. Что это нам даст? Собираемость вырастет почти до 100%. Туристы будут оплачивать утилизацию и переработку своих отходов на нашей территории. Будет больше справедливости, так как более богатые граждане будут платить больше и менее богатые – меньше (сейчас все платят одинаково). Эта мера позволит разгрузить юридические и претензионные отделы региональных операторов и уменьшить нагрузку на суды. Плату 0,15% от покупки граждане не заметят, но суеты по оплате квитанций за невывезенный мусор будет меньше. Я уже написал обращение к Мишустину где сформулировал законопроект и предложил отработать пилот в Республике Алтай. В итоге нагрузка на наше население уменьшится, а у республики появятся средства для ускоренной модернизации переработки отходов.
Теперь про ваши сомнения. Как говорит народная мудрость, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Ваши сомнения обоснованы. Мусорный бизнес очень стабилен и приносит хороший доход. В РА это более миллиарда рублей. Разумеется, при высоком уровне коррупции у многих возникает желание погреть руки на этих финансовых потоках. Кстати, неудачи предыдущего этапа мусорной реформы отчасти связаны и коррупциногенностью этой реформы. Представьте, что вы берете плату за вывоз отходов по графику за каждый летний день, а вывозите по факту один раз в неделю. Затрат меньше, а прибыль та же. Или в тариф заложены затраты на переработку (электроэнергия, зарплата, амортизация и т. д.), а переработка не ведется. Разница – по карманам. И так далее.
Что необходимо сделать? Сегодня парламент Республики Алтай в состоянии проконтролировать все вопросы, связанные с мусорной реформой. При тесном взаимодействии с правоохранительными органами депутаты Республики Алтай могут навести порядок. Нынешний состав парламента более боевой, я бы даже сказал – буйный, чем предыдущий созыв. Тем не менее, пока большинство в Эл Курултае принадлежит фракции партии «Единая Россия» и это является основным сдерживающим фактором сегодня. Почему? Потому что партийная дисциплина ЕР предполагает поддерживать интересы исполнительной власти, а не своих избирателей. Пока парламент РА больше похож на бутафорский орган, прикрывающий интересы правительства, но при поддержке избирателей мы можем изменить ситуацию.
КАК это сделать?
Избирателям более плотно и настойчиво взаимодействовать с депутатами и жестче требовать решения мусорного вопроса. Писать обращения как к депутату, так и на сессии парламента. Ну и, конечно, наращивать активность в социальных сетях. Поверьте, то и другое работает, надо лишь научиться пользоваться этими инструментами.
- Спасибо, Сергей Владимирович, за вашу депутатскую работу. Желаем вам успехов. А всем, кто желает более подробно ознакомиться с материалами интервью, предлагаем перейти по QR-коду и посмотреть видеоматериалы.

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 голосов)