Мне позвонили 9 марта и сказали, что к нам в регион приезжал депутат Государственной думы РФ Георгий Арапов. Экскурсия по Республике Алтай у него началась с мусорных гор при въезде в республику. После рассказов о том, почему завод по переработке не работает, он попросил всё это письменно изложить. Ему сказали, что есть тут один, который сможет про это написать. И позвонили мне.
А 20 марта пришел ответ, который, как я думаю, будет интересен жителям региона. Посадят ли кого-то и вернут ли незаконно полученные деньги жителям и бюджету – неизвестно, но ответ пойдёт в виде доклада в Генеральную прокуратуру.

Обращение Арапова из Генеральной прокуратуры было направлено прокурору РА для проверки и ответов по вопросам «нарушения прав граждан со стороны регионального оператора по вывозу ТКО, невыполнения им условий инвестиционных проектов, неправомерного расходования субсидий, отсутствия контейнеров для ТКО, необходимых документов и лицензий у регоператора и по иным вопросам. Также необходимо представить в управление Генеральной прокуратуры РФ по Сибирскому Федеральному округу заключение и копии ответов по обращениям для доклада заместителю Генерального прокурора РФ Демешину Д.В.. К заключению приложите копии материалов проверки, актов прокурорского реагирования. Отдельно поручите органу контроля провести проверку законности расчётов со стороны регоператора при выставлении платежей потребителям».


Депутату Государственной думы РФ Г.К. Арапову

Уважаемый Георгий Константинович!

Государственная дума и правительство РФ своими законами и постановлениями должны улучшать жизнь населения и экологию. По факту мусорная реформа, созданная для улучшения экологии, привела к хищениям бюджетных средств и закрытию единственного в регионе мусороперерабатывающего завода. При этом никто из должностных лиц не пострадал. Если не считать того, что два работника министерства регионального развития получили дисциплинарное взыскание за незаконно полученные региональным оператором 23 млн рублей субсидий – полученные за сортировку, которую «Коммунальщик» по факту не делал. В бюджет эти деньги никто и не собирается возвращать, как и никто не собирается возвращать жителям деньги, заложенные в тарифе «Коммунальщика» на сортировку. То есть все три года региональный оператор взимал с людей за услугу, которую по сути не оказывал.
В 2012 году Глава Республики Алтай торжественно запустил в работу Майминский завод для сортировки мусора, построенный за 300 млн рублей. С 2018 года завод ТБО передали в концессию ООО «Коммунальщик». Поскольку состояние сортировочного цеха при передаче было неудовлетворительное и требовало реконструкции, согласно договора концессии ООО «Коммунальщик» должен был модернизировать цех за собственные средства. После чего была разработана инвестиционная программа на 10 млн рублей, заложенная Комитетом по тарифам в стоимость услуг регионального оператора. Получилось, что модернизация завода проводится за счёт инвестиционной программы, то есть за счёт населения.
В октябре 2018 года ООО «Коммунальщик» в лизинг купило китайское оборудование для сортировки ТБО, то есть два транспортёра, барабанный сепаратор для разрывания пакетов и равномерной подачи на транспортёр, и магнитный сепаратор. Согласно договора концессии и инвестиционной программы, завод должен быть модернизирован до 1 января 2019 года. Всё это оборудование было установлено без проекта и экологической экспертизы. Вместо отопительной системы ОС1000у установлена топка ТВ1000У, предназначенная для сжигания опилок и куриного помёта. Насколько мне известно, она не может ничего сжигать по причине отсутствия сушки и фильтра для газов. До сих пор у «Коммунальщика» отсутствует и лицензия на утилизацию мусора. С января 2018 года до августа 2019 года сортировка мусора не производилась, а деньги с людей за это собирали. До коммунальной реформы и прихода регионального оператора проблем и жалоб жителей на вывоз мусора практически не было. С приходом регионального оператора регион пережил не один мусорный коллапс. «Коммунальщик» за два года даже не смог надлежащим образом организовать вывоз мусора, за что и был оштрафован Роспотребнадзором в 2020 году более 30 раз! Десять млн рублей, выделенных Правительством РА на устройство площадок под мусорные контейнеры, и изготовление мусорных контейнеров в 2018 году, ушли непонятно куда. Также не известно, на что потрачены незаконно полученные 23 млн рублей субсидий, наверное, просто разворованы.
Сейчас Майминскому району не хватает примерно 40% контейнеров, денег для их изготовления нет. После моих многочисленных обращений и представлений прокуратуры с августа 2019 года ООО «Коммунальщик» начал делать сортировку аж до 10% мусора. Причём сортировка велась, можно сказать, в показушном режиме, с 9ч. до 17ч. в рабочие дни, для комиссий и надзорных органов, которые согласно законодательства обязаны предупреждать коммерческое предприятие о проверке за сутки. В итоге согласно ответа прокуратуры «Коммунальщик» отсортировал аж 1%мусора! Проектный срок службы полигона закончился в августе 2019 года, при этом предельная высота мусора была превышена на 15 метров. Роспотребнадзор в 2020 году запретил туда возить мусор. С 2021 года весь мусор возят на полигон Черемшанки без всякой сортировки и переработки. Проект второй карты полигона не прошел экологической экспертизы из-за того, что полигон расположен в пятнадцатикилометровой зоне аэропорта, и все гости при въезде в Республику Алтай видят огромную гору мусора и стаю жирных ворон в 500 метрах от федеральной трассы. Правительство РА расторгло с «Коммунальщиком» договор как с региональным оператором с апреля 2021 года, поскольку «Коммунальщик» просто не выполнял свои обязанности.
Районная администрация 5.02.2021 подала в Арбитражный суд РА исковое заявление о расторжении договора концессии с ООО «Коммунальщик» на завод ТБО. При этом за неисполнение условий концессионного соглашения администрация предъявила ООО «Коммунальщик» штраф 2,484 млн рублей. ООО «Коммунальщик» обратилось в суд со встречным иском в связи с неисполнением администрацией своих обязательств и взыскании расходов, понесённых на реконструкцию полигона ТБО в размере 11,422 млн рублей. Согласно определения Арбитражного суда РА по делу №А02-178/2021, между ООО «Коммунальщик» и районной администрацией заключено мировое соглашение на следующих условиях. Имущество завода ТБО передаётся администрации на ответственное хранение по акту приёма – передачи до рассмотрения по существу спора о взыскании с администрации инвестиционных вложений по концессионному соглашению и взысканию с «Коммунальщика» штрафных санкций. Администрация не вправе без согласия «Коммунальщика» пользоваться переданным на хранение имуществом, а также предоставлять возможность пользоваться им третьим лицам. Это всё было бы просто, если бы это был просто полигон для мусора. А это здание завода ТБО с оборудованием, действующая котельная, скважина. На сегодняшний день котельная работает и администрация будет нести расходы на зарплату сторожам и кочегарам, на уголь и электроэнергию. Насколько мне известно, районной администрации предлагали в 2021 году отдать в концессию этот завод с полигоном. При этом собирались установить настоящие котлы для сжигания мусора и огромную гору мусора повторно отсортировать, пластик, бумагу и всё ценное из мусора изъять, а остальное сжечь. При этом они готовы были сделать проект второй карты полигона, только не для мусора, а для золы от мусора. Но это, скорее всего, навсегда останется просто предложением, потому что имущественные споры тянутся годами. Вот так и получилось, что завод для переработки мусора, построенный за 300 млн рублей в 2012году, проработал всего 6 лет и после передачи в частные руки практически прекратил работать. При Сталине за такое не просто бы посадили, а скорее всего расстреляли. А сейчас это нормально, это просто бизнес, бизнес на мусоре.
Подробнее можно прочитать в статье «Мусорные горы горного Алтая» Вячеслава Лебедева в ИА Regnum.
После Арапова неработающий завод посещали члены правительства РА, с вопросом, что же теперь делать. Один из вариантов – перенос завода на 6 км и новый мусорный полигон. И что потом делать, когда полигон переполнится? Опять переносить завод? И где гарантия, что большая часть мусора не будет без сортировки просто вываливаться на полигон? И второй вариант – сделать реконструкцию завода, установив туда котлы для сжигания мусора. Причём мусор будет сжигаться после извлечения из него пластика, бумаги и всего полезного. В этом случае полигон для продуктов сгорания открыть можно около завода. Вороны пеплом не питаются. Этот вариант надолго обеспечит работой завод, а тепло может использоваться для тепличного хозяйства. В буржуйских странах все заводы по сортировке и сжиганию мусора муниципальные. А вот теплицы, цеха по производству из мусора плитки и других изделий – частные.

Валерий Данилов, 9.03.22

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.75 (4 голосов)